Вопросы развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения остаются вне компетенции Министерства сельского хозяйства РК. Правительство страны обещает рассмотреть возможность создания соответствующего специализированного структурного подразделения в составе Минсельхоза, но будут ли реализованы эти планы - большой вопрос. Пока же аграрии Казахстана остаются в полной зависимости от зарубежных производителей, а значит, проигрывают в конкурентоспособности.
Забытая отрасль
В 2013 году Министерство сельского хозяйства РК разработало 15 мастер-планов для реализации программы «Агробизнес 2020». Как отмечал тогдашний глава МСХ РК Асылжан Мамытбеков, эти документы призваны решить основные проблемы различных секторов агропромышленного комплекса - от семеноводства до рационального использования земли. Но, как ни странно, ни один из 15 мастер-планов не предполагал поддержки сельхозмашиностроения в Казахстане. А ведь обеспечение средствами производства - базовый для любой отрасли вопрос.
Для примера, в России примерно половина используемых сельхозмашин - их собственного производства. В Белоруссии - 90% своё, в Узбекистане - 80%, отмечает собкор издания «КазахЗерно.kz». Все страны стараются любыми способами поддерживать отечественных производителей, чтобы зависимость от импорта была минимальной.
А в Казахстане в этом смысле ситуация аховая. При собственном производстве машин и оборудования для АПК (не считая отверточной сборки) на уровне 1% от потребности в год, в самой же программе «Агробизнес 2020» были приведены данные о том, что по состоянию на 2012 год списанию в Казахстане подлежали 71% зерноуборочных комбайнов, 93% тракторов и 95% сеялок. А в целом износ парка сельхозтехники оценивался в пределах 87%.
К настоящему моменту ситуация практически не изменилась.
Один процент
В конце прошлого года, уже после презентации Концепции новой госпрограммы развития АПК РК на 2017 - 2021 годы, группа мажилисменов попыталась обратить на этот вопрос внимание премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева. В своем депутатском запросе они обратили внимание на то, что в результате реорганизации правительства 2012 года, вопросы развития сельскохозяйственного машиностроения были переданы в компетенцию министерства по инвестициям и развитию. Но в этом ведомстве специализированного подразделения по этому направлению так и не появилось. В связи с этим, депутаты попросили премьера рассмотреть возможность передачи этого вопроса в ведение Минсельхоза.
«Учитывая конкурентные преимущества Казахстана в аграрном секторе, основным приоритетом поддержки отечественных производителей сельскохозяйственной техники должно стать стимулирование спроса. Это окажет мультипликативный эффект на снижение себестоимости в производстве комплектующих и расходных материалов. Потенциальный мультипликативный эффект может увеличить объем производства до 34 млрд тенге в год», - отметили мажилисмены в своем запросе.
В своем ответе Бакытжан Сагинтаев сообщил, что в республике функционируют совместные предприятия по сборке сельскохозяйственной техники:
- ТОО «Семаз» (ВКО);
- АО «Агромашхолдинг», ТОО «Дон Мар» (Костанайская область);
- ТОО «Комбайновый завод «Вектор» (Акмолинская область);
- ТОО «Машиностроительный завод «Казтехмаш» (СКО);
- ТОО «Kaz Kioti» (ЮКО).
«При этом, несмотря на принимаемые меры, наблюдаются низкие темпы обновления техники (порядка 1% в год), а существующий парк сельскохозяйственной техники имеет износ порядка 80%», - подчеркнул глава правительства и сообщил, что в Государственной программе развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы предусмотрены задачи, показатели и мероприятия по развитию сельхозмашиностроения. А вопрос передачи функций по развитию данной отрасли в компетенцию Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан будет прорабатываться.
Субсидии для всех
Еще мерой поддержки развития отечественного сельхозмашиностроения, предложенной мажилисменами в другом запросе на имя премьера, могло бы стать субсидирование государством только закупа продукции отечественных производителей.
«В настоящее время, согласно приказу министра сельского хозяйства от 7 августа 2015 года № 9-3/726, субсидированию подлежит приобретение сельхозтехники, независимо от страны происхождения, даже в случае наличия аналогичных товаров казахстанского производства. Получается, что на собственные деньги мы поддерживаем зарубежных производителей. При этом ссылки на якобы «слабость» и «неразвитость» отечественных предприятий выглядят неубедительно, так как тем самым выбивается экономическая база для их развития и снижения себестоимости, которая, как известно, прямо зависит от тиража серийного производства и роста оборотов», - отметили депутаты, сославшись на то, что даже в рамках ЕАЭС, Россия и Беларусь установили преференции своим машиностроителям.
Отвечая на этот вопрос, Бакытжан Сагинтаев отметил, что в настоящий момент основное производство отечественной сельхозтехники и оборудования осуществляется на совместных предприятиях. То есть ведется отверточная сборка из импортных узлов. При этом уровень казахстанской локализации составляет менее 35%, что приводит к прямой зависимости цены на технику от стоимости комплектующих. В этой связи введение разовых мер в виде преференции для сельхозтехники казахстанского производства, в том числе путем приоритетного субсидирования приобретения, не решает проблему развития отечественного сельхозмашиностроения - субсидии все равно, по сути дела, будут поддерживать российских и белорусских машиностроителей.
Глава правительства считает, что единственный выход - это системная работа государства с отечественными заводами, которая должна заключаться в увязке расширения мер государственной поддержки с увеличением доли локализации производства, в том числе налаживания производства запасных частей и комплектующих, а также развития сервисного обслуживания. Более конкретно прописать механизмы такого взаимодействия правительство обещает в Плане мероприятий по реализации Государственной программы развития АПК РК на 2017 - 2021 годы.